Empire: Total War стала пятой игрой в линейке Total War. К моменту выхода новой части (апрель 2009 года) серия стала уже своеобразным эталоном качества стратегий. Empire не стала исключением, хоть поначалу и вызвала недоумение пользователей количеством лагов и дыр.
Общий ход игры взят из предыдущих серий Total War. Тактические наступления в режиме реального времени, стратегическое развитие подвластных территорий, попытки политических договоренностей с вражескими фракциями – фишка эпопеи. Обе части проходят в пошаговом режиме. Один ход – около 6 месяцев игрового времени.
Empire: Total War охватывает период 1700-1799 г. – время географических завоеваний, освоения морских путей, создания колоний. В зависимости от выбранной на первом этапе фракции дается господство над одной из стран Европы, Америки, Индии, Северной Африки либо Ближнего Востока. В дальнейшем игрок может (и даже должен) попытаться подчинить себе и другие территории.
Всего фракций (государств), участвующих в сражениях, более полусотни. Однако доступ к большинству из них открывается постепенно. Впрочем, они и не являются главными на политической карте. Скорее второстепенные персонажи.
Например, США, которые до конца 18 столетия жили обособленно и на мировую арену не могли попасть по причине собственной неразберихи. Но и тут разработчики выкрутились, введя для них собственную кампанию. Американские игроки остались довольны, а остальные получили довольно сносную платформу для тренировок и отработки стратегии. Другие фракции возникают путем разделения предыдущих. Так, повторяя историю, Афганистан вышел из состава Персии.

Помимо материковых зон присутствует и несколько торговых регионов, необходимых для сбыта продукции, транспортируемой морем. Захватывать или пытаться заселить их своими людьми можно даже не стараться – бесполезно.
Отдельного упоминания заслуживают сами морские пути. Прежде всего, в ранних версиях Total War их практически не было. Зато в Empire: Total War разработчики развернулись вовсю. Здесь и первые морские караваны, и пиратство и завоевательные экспедиции. К сожалению, на этом положительные стороны заканчиваются. Все это великолепие выглядит эпично в мирное время и по отдельности. Но как только доходит до боя, начинается банальнейшая имитация сражений. Но об этом потом.
Постепенно развивается дипломатическая составляющая серии. Если поначалу главной составляющей Total War были военные походы, то сейчас не меньше времени нужно уделять управлению государством, налаживанием внутренних и внешних связей. При этом политическая обстановка и формирование общественных взглядов максимально приближено к духу того времени.
Прежде всего, имеются как монархические, так и демократические фракции. При этом одна может неожиданно перейти в другую и наоборот. И все это полностью обосновано и зависит от действий игрока. Например, если вовремя не устранить недовольство населения во Франции качеством жизни, вспыхнет Революция. В результате приходится постоянно быть начеку, развивая одновременно науку, экономику и политику. Но ведь тем интереснее, не правда ли?
Геймплей
При прохождении Empire: Total War легко заметны все попытки нововведений и то, насколько удачными они оказались. Наперед можно сказать, что общее впечатление скорее положительное, чем отрицательное.
Завоевательные кампании внутри континента
Сухопутные сражения в Total War и до выхода Империи были зрелищны и эпичны. С выходом новой части эти показатели лишь улучшились. Достичь этого разработчикам удалось, прежде всего, тем, что каждый солдат получил индивидуальную технику боя. И теперь в общей толпе можно наблюдать разнообразие приемов. Кто-то атакует, кто-то активно блокирует удары соперника либо уходит от атаки. Вполне реалистично и жизненно.
Сама битва стала выглядеть более настоящей за счет добавления звукового сопровождения. Крики генералов, воинов и боевая музыка (инструменты у всех фракций разные) вносит приятное разнообразие в просмотр. Хорошо и то, что приказы звучат на разных языках.
Для военных кампаний преимущественно используется регулярная армия. Но в критических битвах можно согнать нужное количество крестьян из соседних деревушек и силой заставить их воевать на своей стороне. Из плюсов подобной стратегии – боевую силу можно найти даже в тылу врага. Из минусов – отсутствие дисциплины у таких воинов (при серьезной опасности они постоянно пытаются сбежать).
Меняется и используемое оружие. Происходит это с развитием науки. Так что данную область лучше активно поддерживать.

Покорение морских просторов
Как уже говорилось выше, количество сражений на море в Empire: Total War возрасло в разы. Чаще всего они возникают при попытках захватить чужой торговый караван или защитить свой собственный. Это, кстати, еще одна проблема успешного развития в игре. Сами по себе торговые суда вооружения практически не имеют. И чтобы обеспечить им минимальный шанс дойти до цели, нужно посылать для охраны боевой корабль. Пиратство и вооруженный захват в игре процветает ярким цветом. Самый простой способ оставить врага без дохода – перекрыть ему морские пути к колониям.
Над механикой кораблей и вооружением разработчики постарались на славу. Прежде всего, в сражении можно использовать гаубицы, ядра, картечь, книппель и ракеты. Последние, правда, часто наносят больше вреда собственным войскам, взрываясь еще до старта. К тому же, они, как и гаубицы, доступны не сразу. Необходимо для начала поработать военным университетам.
Во время боя можно наблюдать за повреждениями вражеских (да и своих тоже) судов. В новой Империи могут и мачту снести, и парус порвать, пороховой склад взорвать. При достижении критического уровня повреждений на корабле возникает пожар, на тушение которого направляются все силы команды. Когда это вражеский корабль, все складывается великолепно, а за свой потом приходится бороться с двойным усилием.
Свои коррективы в сражение может внести и погода. Вообще климатические особенности (и на открытом пространстве морей, и в пределах разных континентов) прописаны мастерски. И их необходимо учитывать при планировании стратегии.
И наконец рукопашные бои. Вот здесь Creative Assembly не доработали и сильно. Пока 2 корабля на всех парусах несутся друг к другу, все кажется красивым и даже эпичным, но как только дело доходит до абордажа, картинка становится какой-то примитивной и неестественной.
Колониальные войны
Охота за чужеземными богатствами, наверное, самая заметная и интересная часть Empire: Total War. Воевать зачастую приходится на нескольких фронтах одновременно. В первую очередь с сопротивляющимся коренным населением приглянувшейся области. но тут можно попытаться развить дипломатию и договориться. Иногда выходит, иногда нет. В редких случаях ИИ проявляет инициативу и предлагает мирные пути решения первым.
С конкурентами из других фракций эта практика не проходит. Здесь решающую роль играет лишь грубая физическая сила.
Сюрпризы от ИИ
Самым спорным моментом новой игры стал искусственный интеллект. В предыдущих версиях серии он действовал разумнее. В Empire: Total War отработанная система дала сбой и начала периодически тупить (подобный вывод сделало большинство знакомых с Империей).
Например, во время морских сражений (если не взять управление на себя) он постоянно норовит свести корабли в ближний бой. И пока вы в панике смотрите, как ваш корабль идет прямым курсом на абордаж противника, то в это время ведет активный обстрел (в том числе и картечью). В результате до захвата доживают не все, и итог боя становится весьма сомнительным.
Иногда выверты ИИ могут быть забавными. Так, ему абсолютно все равно на гибель важных персонажей. Пал смертью храбрых Джордж Вашингтон? Америка переживет без него.
Заключение
Empire: Total War обладает массой достоинств:
- красивая графика;
- отработанный интерфейс и управление;
- расширение карты;
- появление новых зон;
- эпичные битвы.
Но при этом Империя мало отличается от предыдущих игр серии Total War, кроме картинки. Другой существенный минус Empire: Total War – высокие требования к компьютерной системе. Обходной путь, конечно, есть – снизить настройки игры до устранения зависаний и вперед на покорение новых территорий!