После выхода Life is Feudal: Your Own многие интересовались его продолжением. Ожидание несколько затянулось, но Bitbox ltd наконец представили вторую часть саги. Она получила название Life is Feudal: MMO и с января 2018 года имеет статус раннего доступа. Игра представляет своеобразную песочницу с набором инструментов для самовыражения. Многое зависит от самих пользователей.
Мир со своей историей
Сларкваард, игровой мир Life is Feudal: MMO, разделен на 2 региона: Абеллу (основной континент) и таинственный Остров. В давние времена они были едины под правлением Вульпийской империи. Но началась война, люди рассорились. Решающую точку поставил сверхъестественный катаклизм. После его окончания воспоминания о единстве Абеллы и Острова таинственным образом исчезли не только на бумагах, но и из памяти очевидцев.
Выжившим в войне остается одно – заново отстроить мир. Как минимум он должен достичь величия Вульпийской империи. В идеале – превзойти ее.
Особенности геймплея
Первое, что отличает игру от аналогов жанра MMORPG – максимальная реалистичность действий. По этой же причине она лишена фэнтезийных персонажей. Тут нет эльфов, гоблинов и даже людей с магическими способностями. Жители Сларкваарда живут и развиваются, воюют и защищаются. И все это проходит в режиме реального времени, поэтому надеяться на молниеносный захват мира не нужно.
Сеттинг
Игровая локация создана с помощью нескольких соединенных в замкнутую цепь серверов. Изначально существовало разделение на 2 региона – европейский и американский. Спустя несколько месяцев добавили отдельный сервер для СНГ.
Глобальная карта вроде бы и большая (21х21 км), но немалое количество игроков не даст потеряться на обширных просторах. По словам разработчика, на материке могут одновременно жить до 10 тыс. игроков. Также оговорено, что в дальнейшем карта будет расширяться по мере заселения.
Не нравится местность – измени ее
Терраморфинг – одна из особенностей Life is Feudal: MMO. Система полностью открыта, что в теории дает возможность любому игроку менять рельеф в зависимости со своими нуждами и предпочтениями. На деле все немного не так.
Чтобы выкопать обычную траншею придется здорово потрудиться. Напоминаем – игра проходит в режиме реального времени. И каждый ком земли придется выгребать, как в обычной жизни (с той лишь разницей, что мышцы потом болеть не будут). Ускорить процесс можно только одним способом – сгруппироваться с другими игроками. Но и тогда молниеносного результата не получится.
Если говорить о создании сквозного туннеля в толще горы, шахты для добычи полезных ископаемых или кургана, все еще сложнее. Вот и получается, что функция в игре есть, но по факту ее мало кто использует.
Создание персонажа
Прежде чем приступать к освоению нового мира придется создать себе персонажа. В Life is Feudal: MMO доступны представители 3 рас:
- готлунги;
- славарды;
- хурсы.
Отличаются они историей и внешностью. Если хотите выделиться из толпы одинаковых мужиков, добавляйте к стандартному визуальному оформлению индивидуальные детали – шрам на лицо, бороду, татуировку, пр.
Если внешний облик персонажа Вас полностью устраивает, переходите к настройкам базовых характеристик. Они условно делятся на две группы: классические RPG параметры (удача, сила, интеллект, пр.) и ремесленные умения. Последние представляют собой специализацию героя в мирное время. Выбирать можно только одну профессию и в дальнейшем постоянно ее развивать и совершенствовать.
Ремесленные умения делятся на 3 группы:
- общие;
- знание природы;
- охота.
Далее идет разветвление на группы и подгруппы. Всего на данный момент представлено 30 ремесел.

Налаживание социально-политических связей
Игрокам-одиночкам в Life is Feudal: MMO великие достижения не светят. Почти все процессы требуют группового подхода (вспоминаем терраморфинг). Если Вы пришли в игру со своими друзьями, можете создать собственный клан или гильдию. При отсутствии изначальных союзников, лучше присоединиться к одной из уже существующих групп.
Самой маленькой социальной группой является банда. В нее входит до 10 человек. Никаких привилегий и «пряников» такое объединение не дает. Только начальную помощь в освоении мира. После вступления в группу 10-го участника, можно возводить монумент и получать статус гильдии. Здесь уже появляются и первые бонусы.
- Получение в собственность группы клэйма – земельный участок определенных размеров.
- Защита от нападения других игроков без объявления войны.
Путем улучшений и расширения границ гильдия превращается в страну. После этого ее участники получают право заключать договора и союзы, а также объявлять войну другим гильдиям.
Гильдия-страна помимо прочего может взять шефство над обычными гильдиями. Принятие вассалитета автоматически превращает ее в королевство.
Система навыков
Как уже говорилось, каждому персонажу доступно одно из 30 ремесел. Приобретается оно путем освоения определенных навыков. Например, кузнецу придется освоить общее ремесло, подготовку материалов, выплавку и непосредственно кузнечное дело. При этом развитие персонажей в Life is Feudal: MMO построено по системе skillcap – суммарный показатель навыков имеет граничное значение.
Кто-то прокачивает все знания равномерно. Кто-то плюет на одни и уделяет больше внимания другим. Для этого разработан специальный интерфейс. Напротив каждого навыка можно настроить условия их развития: постоянное увеличение, постепенное снижение, блокировка на определенном уровне.
А как же хороший движ
В игре действует оригинальная боевая система и назначение наказаний. Все преступные действия (кража, убийство) без повода и объявления войны ведет к снижению показателя кармы. При достижении определенной отметки персонаж объявляется преступником. После этого его могут безнаказанно убить другие игроки.
Аналогичная ситуация между гильдиями. Хотите получить ресурсы или боевой опыт? Объявляйте войну и ждите положенные 24 часа, необходимые противнику для сбора армии и необходимых ресурсов. Но тут есть лазейка и называется она судным часом. Длится он несколько часов по будням и в течение вечера в выходные дни. Со стороны он выглядит сущим хаосом – все бросаются грабить, убивать, мстить за личные обиды.
Боевые классы персонажей действуют параллельно с мирными, активируясь в нужное время. Выбор навыков не ограничен, но имеются рекомендации для каждого ремесла. Например, кузнец в силу хорошей физической подготовки легко освоит владение мечом. Зато травнику лучше ограничиться луком и стрелами.
Играть или не играть
Спустя полтора года после релиза Life is Feudal: MMO все еще находится в стадии раннего доступа. Имеются и баги, и недочеты. Модераторы их периодически устраняют, но по факту игра все еще сырая. Тем более что полноценным готовым проектом назвать ее сложно. Вам придется многое делать самостоятельно, пользуясь имеющимися инструментами.
Готовы потратить уйму времени на развитие, строительство, налаживание связей? Тогда покупайте игру и создавайте своего героя.