Medieval II: Total war забрасывает в эпоху средневековья и открывает просторы Старого Света. Основная кампания весьма непроста, как и во всех тотальных войнах. В этой части требуется проявить недюжинные дипломатические таланты, а также быть готовым танцевать под дудку Папы Римского. Наличие 17 игровых фракций наградит совершенно потрясающими эмоциями в зависимости от выбора. И, в принципе,
Medieval II оставляет самые теплые впечатления, будто ты встретил старого знакомого, который изменился за годы, но остался добрым другом.
Сюжет
Medieval II: Total war, как и первый Medieval происходит в средневековом сеттинге, а конкретно в историческом отрезке между 1080 и 1530 годом.
Территориально задействована Европа, Ближний Восток и Африка, т.е. Старый Свет. Плюс ближе к середине XV века становится доступно открытие Центральной Америки.
Сюжет второй части не многим отличается от первой: нужно добиться роста своей империи за счет захвата 45 провинций и грамотного управления. Также предстоит заниматься строительством городов и замков, дипломатией, торговлей и прочими бытовыми вещами на глобальной карте, и тактическими боями в реальном времени.
Creative Assembly нужно отдельно поблагодарить за то, что в Medieval II: Total war действие также происходит в эпоху средневековья – пожалуй, самую атмосферную из всех исторических эпох.
Представленный в игре временной отрезок оказался плодовитым на различные события. Некоторые происходят на фоне игры, знаменуя переход на какой-то новый этап, к примеру, Сирийское землетрясение, изобретение компаса, издание трактата «Молот ведьм» эпохи Возрождения. Другие оказывают непосредственное влияние на ход игры, такие как вторжение монголов и Тимуридов, эпидемии чумы.
Примерно в 1440 году появится шанс открыть первые американские провинции. Для этого нужно снарядить карраки, собрать армию и отправиться на запад сражаться с ацтеками. Или заплатить местным, и они с готовностью поборются с ацтеками.
Что касается фракций, то их в игре 21, но первоначально доступны только 5: Испания, Англия, Франция, Священная Римская империя и Венецианская республика. Пройдя основную кампанию, можно открыть фракцию Польши, Португалии, Дании, Византии, Милана, Египта, Шотландии, Мавритании, Руси, Сицилии, Турции и Венгрии. Впрочем, если немного подправить текстовый файл, 17 стран будут доступны сразу.
Еще в игре есть ацтеки, Монгольская империя, Тимуриды и Папство, за которых можно сыграть в многопользовательском режиме или режиме быстрой битвы.
Строить в Medieval II предстоит города и замки. Города являются центром сосредоточения ремесел, науки, и казенных денег, а замки нужны для обороны и накапливания военной мощи. Совместить одно и другое не получится, поэтому нужно грамотно распределить их по карте. Замки логичнее возводить на границах империи, чтобы мгновенно противостоять вражеским вторжениям.
В каждом городе можно проявить благосклонность к определенной гильдии и тем самым приобрести дополнительные плюшки. Так, гильдия торговцев значительно поднимет вашу экономику. Кстати, торговцы оказались в числе агентов, и с их помощью можно заполучить дополнительные барыши.
Помимо торговцев, в агентскую среду получится закинуть шпионов, дипломатов и убийц. Любопытно, что AI очень любит пользоваться услугами шпионов, внедряя их в города, где они начинают вести подрывающую доверие жителей деятельность. Так что, нужно держать наготове своего человечка, как говорится «шпион шпиона видит издалека».
Чтобы прослыть хорошим дипломатом, нужно уметь договариваться с другими странами. Кого-то получится задобрить подарками, кого-то – заключением торгового договора. Если ничего не сработает, значит, время доставать туза из рукава и сватать принцессу. Династический брак – то, что доктор прописал.
Но в топку дипломатию, когда сражения в Medieval II поистине роскошные. Это просто блокбастер с впечатляющими противостояниями тысяч бойцов. Причем разработчики тщательно потрудились над созданием юнитов. Хорош и внешний облик и снаряжение.
Поскольку ваша армия формируется как из профессионалов, так и из ополченцев, нужно следить за их равновесием. Ополченцев во время боя хочется обнять и плакать, зато они неплохо справляются с обороной замков.
Во время военных действий, как обычно, идет прокачка генералов, которые оцениваются по параметрам командования, лояльности, набожности, рыцарской чести или жестокости. А вот назначать генерала губернатором лучше не стоит, поскольку он мгновенно из доблестного воина превратится в порочного и продажного негодяя. Так что пусть сплачивает солдат на поле боя и произносит воодушевляющие речи, вроде «Гибель от меча милосердней виселицы, проявим милосердие!».
Кстати, такие душевные речи появились благодаря отличной локализации на русский язык. Локализация этой части, в принципе, одна из лучших.
Чем особа хороша Medieval II: Total war – она стопроцентно верно передает религиозные настроения средневековья. Ключевая персона — Папа Римский – любитель затевать крестовые походы против мусульман и не любитель войн в католической среде. Папу Римского следует почитать как родного отца, ведь конфликт с ним может вылиться в отлучение, и соответственно грянут волнения среди народа. Но никто не запрещает мысленно покаяться перед Папой и отхватить лучший кусок пирога в виде богатенького Рима.
Однако Рим не так-то прост: их агентов-инквизиторов следует опасаться. Безопасности добавит параметр набожности. А если не поможет, да здравствуют убийцы, чем больше, тем лучше. Начинающие убийцы не страшнее котенка, поэтому неплохо бы подружиться с гильдией убийц, очень полезные товарищи.
Кощунственно обойти стороной такую славную вещь, как модинг игры. Вот уж где раздолье для творчества. Огромное количество параметров игры можно изменять самостоятельно простыми переделками данных в текстовых файлах. А какие замечательные моды разработали наши соотечественники. Чего стоит, к примеру, Call of Warhammer. Огромнейшая глобальная карта, все-все расы, эпичные сражения, динозавры – ребята из Creative Assembly, напомните, зачем нам оригинальный Вархаммер? А моду под мощным названием Булатная Сталь вообще можно воспевать оды. Вот только, когда попробуешь на вкус парочку модов Medieval II, первоначальная игра начинает казаться пресной и сероватой.
Геймплей
Геймплей Medieval II существенных изменений не претерпел. Различия зависят от выбранной фракции, но и они не существенны. Что касается нашествий монголов и Тимуридов, то им приходится противостоять при игре за Русь, Турцию, Византию и Египет. Неплохая идея — договориться с папой о крестовом походе на парочку монгольских городов.
Тактический и стратегический режимы разных уровней, конечно, не чета друг другу по сложности. Выбираешь сложный уровень, смотришь – враги в десять раз мощнее, а твои же крестьяне с вилами топчут бравых рыцарей. Так что не торопитесь забивать на подсказки умных говорящих голов.
Процесс игры, надо сказать, крайне приятный, по большей части благодаря всем дипломатическим ужимкам, проискам шпионов и убийц, а также деликатному французскому произношению или суровым восточным ругательствам.
Задания в основном раздают Папа Римский и гильдии. В большинстве своем они выполнимы и награждаются финансами или военным подкреплением.
AI, как всегда, немного удивляет. Иногда хочется развернуться на всю широту своей тактической мысли, а он допускает такие смешные ошибки, что даже обидно. Зато, какими роскошными вышли осада и защита городов. Как славно летят булыжники из катапульт или требюше, просто душа радуется. Кстати, еще один плюс шпионов: они в нужный момент смогут открыть ворота и постелить ковровую дорожку к вашим ногам. Но многие благочестивые генералы предпочтут все равно доблестно карабкаться на стены.
Начать играть
Medieval II: Total war – это местами нелогично, но жутко интересно, зрелищно и играбельно.
Можно долго спорить: подправленный это Rome или не Rome, но с тем, что игровой опыт совершенно отличный, не поспоришь. Да и кайфа от игры получаешь в разы больше, благодаря всем нововведениям и улучшениям. Одним словом, Creative Assembly, спасибо за очередную достойнейшую стратегию, которой хочется наслаждаться снова и снова.