Total war: Attila от Creative Assembly создана в духе стратегической игры-песочницы. Компания так часто выпускает игры, кажется, что ничем не удивишь. Но Аттиле удалось перевернуть привычное представление о Тотальных войнах. Играть за любую фракцию стало невероятно сложно, поскольку присущие им особенности заставляют прикладывать массу стратегических усилий. Как не стараешься сохранить Римскую империю, она рушится. А так хочется повернуть историю вспять и возродить великую империю. Игра гарантирует максимальное погружение и приобщает к прекрасному и ужасному периоду истории.
Сюжет
Total war: Attila переносит игроков в темное время европейской истории, на рубежи IV – V веков н.э. Былое величие Римской империи разваливается на куски, страна стонет под гнетом варварских налетов и внутригосударственных проблем.
А где-то на Востоке рождается, растет и взращивает мысль о покорении мира человек, которого впоследствии назовут величайшим предводителем гуннов. Человек, чье имя вызывало жуткий страх у европейцев – Аттила.
Как смерч пронесутся гунны, разрушив одну из величайших империй, стерев ее в порошок. Впрочем, так было в реальности. Виртуальная реальность оставляет возможность написать собственную историю.
Total war: Attila представляет собой 9 часть сериала Total war. Разработчики – студия Creative Assembly – решили порадовать пользователей еще одной годной исторической стратегией и после Rome 2 выпустили Аттилу.
Как и в случае с Napoleon: Total War проект посвящен конкретной исторической личности – Аттиле. Но, как такового вожака гуннов в игре не так уж много.
Создатели сохранили традиционную механику пошаговости на глобальной карте и реальность времени в сражениях. Казалось бы, что игра выльется на практике в обычную стратегию, но все обернулось иначе. «Тотальная война: Аттила» — стопроцентно качественный продукт, поразительно отличающийся от прежних творений Creative Assembly. Такого хардкора как здесь еще нужно поискать.

Геймеру доступны 12 фракций, сформированных по групповому принципу. Это кочевники (гунны), Восточная и Западная Римская империя, варварские племена (франки, саксы), Сасаниды и великие переселенцы (аланы, остготы). Каждая группа имеет свои цели и задачи, поэтому от выбора группы будет зависеть сложность кампании.
Однозначно, сложнее всего играть за Римскую империю. Настолько сложно, что мозги начинают кипеть. И за это огромное спасибо Creative Assembly, которые через игру смогли передать ощущение той эпохи. «Разделив Рим, последний император Феодосий оставил Вам тяжелое наследство». Несчастная Римская империя: со всех сторон на нее нападают варвары, грабят, убивают. Глобальная карта с завидной регулярностью полыхает пожарами то здесь, то там.
О том, чтобы отстроиться, создать отличные условия для граждан, укрепить войско – речи не идет. Характерная особенность стратегии Total war: Attila в том, что не получится действовать как в привычных стратегиях. Она бросает вызов игроку. Иногда самому приходится сжигать свои города, чтобы они не достались проклятым варварам. По сути, играя за Римскую империю, ты думаешь только о том, как отвоевать кусочек своего государства.
Вишенкой на торте внешнеполитического хаоса становятся внутренние беспорядки. Авторитет Сената растоптан, денег нет, армия деморализована, витает постоянная угроза гражданской войны или переворота.
Отбиться от варваров, в принципе, возможно. Сохранить империю целиком не получится, но некоторые земли останутся в Вашей власти. Но заново возродить страну из руин невозможно, ибо на горизонте уже маячит Аттила со своим войском. Так что, если решите играть за империю, будьте готовы к неоднократному перезапуску кампании.
Играть за варварские племена тоже непросто, поскольку оседлость им не характерна. Вместо того чтобы построить город и обосноваться в нем, дикари ордами бродят по просторам империи. Управлять ордой сродни самоубийству, они то и дело пытаются перерезать друг друга. Чтобы прокормить свою орду, придется постоянно разбойничать и разорять европейские страны.
Важным введением в игру стали времена года. Поэтому, когда наступают холода, толпы переселенцев топают на юг через Ваши владения. В итоге, глядя на глобальную карту, глаза разбегаются в разные стороны от неимоверного количества каких-то племен.
В общем, пройти любую кампанию, не напрягаясь, не выйдет. Римская кампания, пожалуй, самая сложная за всю историю Total war. И это нереально круто, потому что придется напрячь извилины, приложить все имеющиеся стратегические навыки.

Что еще радует в Аттиле, так это тандем песочницы и историчности. Свобода действий огромная, выбор за игроком, проложить новый исторический путь никто не запрещает. Но есть определенные события, которые заскриптованы, например, рождение и восхождение Аттилы, Карфагенский собор. Так что, речь идет о некоторой исторической привязке, и это разумно.
Геймплей
Геймплей Total war: Attila не назовешь лаконичным и понятным с первого взгляда. Вообще, Creative Assembly с каждой новой Тотальной войной добавляют какие-то детали, меняют и переворачивают с ног на голову. Но с глобальным геймплеем Аттилы постарались особенно.
На экране постоянно возникает огромный массив информации, которую просто не успеваешь переварить. Невероятно сложна в управлении политика и экономика.
Запутанные межфракционные отношения поменяли на еще более запутанные семейные взаимодействия. Речь о незабвенном генеалогическом древе. Нужно своих родственников назначать на различные важные государственные посты. Но в этом деле потребуется расчетливости и аналитики вагон и маленькая тележка. Назначил на не подходящую должность, не усмотрел, и твои родственники наделали бастардов — начались разногласия.
Еще нас предупреждают, что люди, занимающие высокие должности, обретают влияние при дворе. Требуется отслеживать рост такого влияния, поскольку его чрезмерность приводит к падению преданности, следовательно, угрозе переворотов.
Однако такая чехарда оставляет место для полета фантазии. Всегда можно неугодную политическую персону назначить куда-нибудь подальше, в самое пекло, пусть там разруливает дикарские нападения.
Заниматься экономикой стало непросто, так как на нее просто не остается времени и финансов. Постоянные военные конфликты и общественные беспорядки требуют огромного внимания к социальной сфере, строительства соцучреждений. В игру ввели требование обустройства городов различными санитарными пунктами, чтобы не довести народ до эпидемий и вымирания. И вместо того, чтобы возводить торговые и промышленные здания, занимаешься строительством акведуков и туалетов.
Важную роль занимает развитие генералов, которые с каждой новой битвой набираются знаний и опыта. Но еще важнее сплоченность армии, потому что опытные генералы иногда не в силах объединить войско. Смотришь, пара солдат уже бегут с поля боя.
Вообще, к расставлению войск на карте следует подходить максимально продуманно. Оставил один город незащищенным, тут же налетели варвары и сожгли.
Сражения в режиме реального времени в Total war: Attila до боли напоминают Rome 2, но выглядят на порядок круче. Добавили значительное количество зрелищности, динамики, приправили это дело трогательными речами генералов и роскошной музыкой.
Что касается искусственного интеллекта, он радует и огорчает одновременно. Радует, поскольку в Аттиле нет большого числа косяков, в принципе характерных для Total war. Огорчают долгие раздумья ИИ, как же ему сходить. Иногда во время сражений начинает происходить что-то немыслимое и незапланированное. Оптимизация страдает определенно.
Впрочем, это можно пережить, ничего критичного не предвидится. К тому, стоит вспомнить тот же Rome 2. Изначально в него невозможно было играть, а потом разработчики подправили погрешности, и получилась конфетка. И Аттиле есть куда расти.
Делаем выводы
Total war: Attila вышла невероятно зрелищной и эпичной. Всем стратегиям от Creative Assembly стратегия.
Разработчикам удалось передать дух эпохи падения Римской империи, наполнить игру атмосферой упадка, разрушения и хаоса.
Становясь вождем любой игровой фракции, приобретаешь уникальный опыт. Вообще, за что огромное спасибо Аттиле, так это за новые ощущения. Никакой простоты и легкости не будет. Даже ветеранам Total war придется поднапрячься. Игра до предела обостряет тактическую чуйку, требует массу аналитической работы, дипломатии. Кажется, что накопленные за годы прохождения Тотальных войн знания помогут, но на деле приходится тяжко.
Геймплей не самый понятный, особенно новичкам. Очень многие вещи нуждаются в неустанном контроле, много информации, движения. Приходится отслеживать положение дел в политико-экономической сфере, по ходу отбиваться от варваров. Управлять варварами тоже незавидное дело, ибо этим кочевникам неведом свой город, они как неприкаянные ордой мечутся по Европе.
Игра периодически зависает, управление бывает хаотично и непредсказуемо. Надеемся, что разработчики исправят некоторые огрехи в дальнейшем. Но играть можно вполне, играть нужно, поскольку Total war: Attila реально годная вещь. От нас 8 баллов и большой респект создателям.