Почти два десятилетия отделяют нас от первых игр The Creative Assembly. Казалось бы, между ними и новинкой компании – Total War Saga: Thrones of Britannia – должна быть колоссальная разница. Что ж, она есть. Но вот насколько большая сказать сложно. Картинка однозначно стала красивее, а вот геймплей у многих пользователей вызвал недовольство и тому есть ряд причин.
Поиск нового правителя Туманного Альбиона
Игра начинается спустя пол тысячелетия после разделения Римской империи. К этому моменту разрозненные кланы Британских островов уже несколько столетий активно делят территорию, пытаясь посадить на трон своего правителя. В этом увлекательном процессе принимают участие, как исконные жители этих земель (кельты), так и завоеватели (пикты, кельты, саксы, англы, юты, викинги).
Все они попеременно, то объединяются друг с другом, то ведут завоевательную компанию. В результате этой деятельности на карте Британии происходят постоянные изменения – меняются очертания, появляются новые государства, создаются и разрушаются поселения. При этом почти в каждом имеется собственный самопровозглашенный король. Нам же предлагается в игре стать такими же претендентами на престол и попытаться завоевать Туманный Альбион.
Графическая обложка
С дизайнерским оформлением карты создатели не подкачали. Более того, ни в одной из предыдущих игр серии Total War не было настолько подробной и точной прорисовки местности. Видимо свою роль сыграл тот факт, что на этот раз The Creative Assembly работали над прорисовкой собственной страны (пусть и устаревшей ее версии), а значит, не имели права ударить в грязь лицом.
Помимо особенностей рельефа и детальной прорисовки пейзажей авторы игры учли климатические и погодные характеристики. Разумеется, не обошли они своим вниманием и соблюдение общего стиля той давней эпохи. Все направлено на то, чтобы все выглядело максимально естественно.

Геймплей: все новое – хорошо забытое старое?
В первые же минуты игры приходит понимание, что существенных изменений от Total War Saga: Thrones of Britannia ожидать не стоит. Однако отдельные моменты все же вносят разнообразие в привычную картину. Теперь обо всем по порядку.
Первые шаги
В первую очередь новому игроку предлагается определиться с фракцией. Их всего 10, по 2 на каждую из пяти культурных групп: Английские, Валлийские и Гэльские королевства, Великая армия викингов и морские короли-викинги. При выборе группировки необходимо учитывать сильные и слабые стороны каждой из них. Например, викинги могут обогащаться за счет одних только набегов на соседние страны и последующей торговли живым товаром. За это вам даже начисляется дополнительные бонусы. Но их королю всегда нужно ждать ножа в спину.
Разделение на группировки уже присутствовало в предыдущих версиях Total War. Наиболее ярко выражены они в Total War: Warhammer. Здесь же они хоть и имеются, но какие-то размытые. Например, исследования в каждой фракции одинаковые, как и общий технический уровень. Правда, различаются линейки заданий. Если же отбросить все посторонние факторы и целиком отдаться войне, выбор фракции можно и вовсе считать чистой формальностью.
Формирование провинций
После определенных успехов в завоевании территории новый король строит собственную провинцию, чтобы затем расширять и укреплять ее границы. Подконтрольные земли условно делятся на несколько регионов, но обороноспособным является лишь один из них – тот, где находится столица. Она окружена защитными стенами и включает несколько гарнизонов. Все, что находится вне ее территории, по сути, остается на растерзание врагам, чем те активно пользуются.
Представленная система формирования провинций стала таким себе компромиссом между Total War: Rome II и Total War: Shogun 2. В первом случае все населенные пункты управлялись автономно друг от друга. Во втором, чтобы добраться до ресурсных построений, необходимо было выбраться за пределы городской черты. Все три варианта делают завоевательную кампанию слишком легкой.

Подготовка к военной кампании
Первое существенное изменение в Total War Saga: Thrones of Britannia становится заметным при попытке собрать боевой отряд для отражения атаки врагов. Раньше для этого приходилось подождать несколько ходов. Сейчас же отряд появляется сразу, пусть и не в полном объеме. Для начала рекрутируется около четверти численного состава. В течение следующих ходов добавляются остальные. Собрать нужное количество воинов можно несколькими путями:
- провести мобилизацию на собственной территории;
- попросить у союзных держав;
- затребовать у вассалов;
- нанять (доступно только нескольким некоторых отрядов у гэльским фракциям).
С точки зрения стратегии и реалистичности это изменение выиграло. Хотя и не все игроки сразу поняли, что к чему.
На количество доступных воинов влияет качество и количество снабжения. О нем стоит позаботиться заранее. Аналогичная ситуация с моральной составляющей. Для успеха военной кампании нужно не забывать следить за санитарным состоянием, лояльностью армии и пр.

Качество сражений
Вот здесь разработчики что-то перемудрили. Эпичность битв осталась как всегда на высоте, особенно те, в которых участвуют сухопутные армии. Морские сражения, как и в других частях Саги пока удаются слабенько. Важно другое.
В основной версии игры убийство врага выглядит не слишком реалистично – ни крови, ни отрубленных частей тела. Соответствующий антураж придется покупать отдельно. Разработчики объяснили это стремлением снизить возрастной рейтинг игры. Пользователям же подобный подход не слишком пришелся по душе.
В остальном же Total War Saga: Thrones of Britannia осталась верна концепции Total War – отличная прорисовка корневой механики и реалистичность проведения боевых операций. К стандартным приемам добавилась опция ночных нападений, которая имела место в Rome: Total War — Barbarian Invasion, но затем была отброшена.
Внешняя и внутренняя политика
Слабым местом игры по-прежнему остается дипломатия. Она и в предыдущих версиях весьма хромала. Здесь же и вовсе отсутствует. Желаемого результата достичь можно либо силой, либо подкупом. Последний, правда, весьма разнообразен – от выгодных брачных союзов до награждения поместьями.
Для успеха предприятий об осторожности не стоит забывать ни на поле битвы, ни в собственном замке. Даже более длительный, чем планировался, поход может закончиться тем, что на «родной земле» восставшие вассалы захватят власть и посадят на трон нового короля.
Стоит отметить, что ближнее окружение короля полностью изменилось. Раньше его составляла свита, но разработчики заменили ее последователями. Главное отличие в расширении функций.
Зато сильно заметно отсутствие второстепенных персонажей – торговцев, врачей, шпионов и прочих. Их задачи разделили между собой здания и полководцы. Но на общее впечатление от игры это новшество сказалось не лучшим образом и вызвало обоснованное недовольство игроков.
О Total War Saga: Thrones of Britannia можно сказать многое. Игра зрелищна, реалистична, обладает эпичностью.
Однако главный ее недостаток заключается в том, что все это мы уже видели и раньше. Это и Total War: Attila, и Total War: Rome II и, конечно же, Total War: Warhammer. Возникает чувство, будто разработчики решили, что будет достаточно сменить картинку и национальность персонажей, чтобы игра была принята с успехом. И если с дополнением к какой-либо из вышеперечисленных версий Total War подобный фокус бы прошел без проблем, то позиционируя Троны Британии как новую самостоятельную часть Саги The Creative Assembly сильно прогадали.
Если же не обращать внимания на исчезновение агентов и просто наслаждаться классической версией Total War, то игру можно считать вполне приемлемой. Попробуйте новинку от Creative Assembly и убедитесь в этом сами.