Total War: Three Kingdoms – очередной шедевр от Creative Assembly. После фэнтезийного сеттинга Вархаммера нам представили мир Древнего Китая, погруженного в династические войны, народные восстания и борьбу за титул императора. Ключевое отличие игры – наличие двух режимов, позволяющих выбирать между привычной классикой или романтизированными сверхспособностями генералов. В сочетании с массой нововведений, невероятно интересным сюжетом, запутанными дипломатическими связями и волнующей атмосферой Поднебесной игра получилась по-старому достойной и по-новому увлекательной.
Сюжет
Total War: Three Kingdoms переносит игрока в древнекитайский сеттинг, а конкретно в 190 год н.э. Перед героем простирается огромное царство, возглавляемое некогда великой династией Хань, которая на протяжении 4-х веков олицетворяла могущество и единство Поднебесной.
Но былому величию пришел конец. Империя рушилась под гнетом крестьянских восстаний, тяжелейшим из которых стало восстание Желтых повязок 184 года, продлившееся почти 20 лет. Секта Тайпиндао предрекала пришествие избавителя и становление эпохи Желтого неба, в которой все смогут жить в достатке и равенстве.
Но не это восстание сыграло роль детонатора. Разрушение империи Хань было неизбежно, учитывая слабость императора и его зависимость от евнухов, которые фактически господствовали над страной. А каждый не обделенный властью военачальник или губернатор стремился оторвать кусок от государства. Благодаря восстанию, все тайные интриги и заговоры переросли в открытую борьбу сильных домов. Особого могущества добился военачальник по имени Дун Чжо, посадивший на трон малолетнего императора-марионетку.
Итогом кровопролитий стало разделение империи Хань на противоборствующие царства Шу, У и Вэй. Каждым царством руководит опытный и мудрый герой: во главе Шу стоит Лю Бэй, царство Вэй подчиняется Цао Цао, а царство У — Сунь Цюаню. Грянула смутная эпоха Троецарствия или Саньго.
В 2017 году Creative Assembly взбудоражили игровое сообщество Вархаммером вторым. За ним последовал спин-офф Total War Saga: Thrones of Britannia, вызвавший не столь радостную реакцию, и наступило затишье. Но, как говорится, затишье случается перед большой бурей. И вот в 2019 году буря наступила и принесла с собой Total War: Three Kingdoms.
События свежей Тотальной войны позаимствованы из романа Ло Гуаньчжун «Троецарствие». Роман, конечно, написан на исторической ниве, но с большой долей домыслов и приукрашиваний. Однако он так прочно укрепился в общественном сознании, что стал восприниматься как достоверный источник.
Играть предстоит за 1 из 15 фракций (3 из которых, увы, продаются отдельно). Можно выбрать Лю Бэя, Цао Цао или Сунь Цюаня, сколотивших неслабую коалицию, разбойников или седовласых китайских губернаторов.
И, конечно, лакомый кусочек – мегазлодей Дун Чжо. «В Дун Чжо пылает пламя праведной мести, способное испепелить всех предателей, посмевших встать у него на пути». Видимо, из-за этого пылающего пламени персонаж первосортного тирана получится таким раздувшимся вширь. Дун Чжо откроется не сразу, а лишь после прохождения основной кампании. Учитывая, что он контролирует императора Сянь, все провинции считаются подчиненными ему. Дун Чжо наделен особым ресурсом Устрашения, поэтому может заставить других персонажей пойти на неприятные для них условия и соглашения.

У Дун Чжо в распоряжении есть особенный несравненный воин Люй Бу, который приходится тирану приемным сыном. Именно Люй Бу уготовано убить Дун Чжо, и, в конечном итоге, быть убитым самому. Но так решил Ло Гуаньчжун в романе, а мир Тотальных войн на то и песочница, чтобы прокладывать иной исторический маршрут.
Глобальная карта невероятно огромная: 70 провинций, которые еще и разделены на регионы. Цель кампании – заполучить императорский мандат и основать новую правящую династию. Цель приближается по мере роста Престижа, который накапливается благодаря завоеванным провинциям и подмятым под себя противникам.
Но противников нужно не только сокрушать, но и договариваться с ними. Китайская дипломатия – поистине восьмое чудо света, такого хитросплетения нигде больше не встретишь. Просто заключить договор, не думая, Three Kingdoms не позволит: должны быть оценены различные варианты. Можно договориться о продаже территории или провианта, заключить династический брак, условиться о взаимопомощи. Очень последовательно воплощены в игру коалиции, в которые вступают фракции, чтобы защитить свои владения и приобрести дополнительных союзников. Союзники лишними не будут, поскольку по мере расширения царства сталкиваешься с предательствами и изменами вассалов.
Вообще, межличностные отношения персонажей приобрели небывалую ранее глубину и эмоциональную окраску. Тут вам и ссоры, предательства или дружба на века. Любое действие должно быть взвешенным, а иначе казнишь одного персонажа, а его друзья или родственники тебя проклянут, наговорят гадостей и разорвут все дипломатические соглашения.
Персонажи, кстати, разговаривают очень часто. Иногда их высказывания совсем не к месту, казалось бы, во время штурма не до проникновенных разговоров о природе. Хотя природа действительно роскошна. Невероятной проработки пейзаж, деревья, уходящие кронами в звездное небо, зеленеющие горы или заснеженный лес. Эта Тотальная война, пожалуй, самая эстетичная и приятная для глаз. Чарующая атмосфера Древнего Китая дополняется потрясающим музыкальным сопровождением. За атмосферу и историчность Total War: Three Kingdoms отвечал специальный консультант — Рейф де Креспиньи – профессор Австралийского национального университета.
У каждого генерала свои фишки, например, Лю Бэй – благородный идеалист – умеет лить бальзам в душу крестьян и захватывать территории мирно, благодаря Влиянию.
Шпионы отныне не просто пешки в политических интригах, а вполне самостоятельные личности, которые могут внедриться в правящую верхушку противника или стать полководцем вражеской дружины и оттуда устраивать разного рода диверсии. В общем, незаменимые ребята.
Дружина каждого полководца может состоять не более чем из 6 отрядов. Армия может включать 3 таких дружины, соответственно каждой армии нужны 3 генерала. Одну из дружин можно вывести без потери боеспособности всей армии, если возникнет необходимость прикрыть фланги или навести порядок в захваченном городе. Изображения отрядов можно переключать в настройках.
Города теперь очень хорошо укрепляются, даже второстепенные малозначительные поселения обзаводятся гарнизонами и вышками.
Отдельно хочется отметить красоту древа реформ, которое каждую весну распускается как сакура, когда вы решаете провести новую реформу. Древние китайцы считали, что именно весной нужно строить планы на год и проводить изменения. Так что, пусть по весне получают какие-нибудь плюшки в виде социальной помощи.
Для тех, кто оформлял предзаказ, доступно дополнение в виде Восстания Желтых повязок. В игре будут доступны 3 новых героя: Хэ И, Хуан Шао и Гун Ду. Поскольку восстание основывалось на 3-х добродетелях даосизма: смирении, умеренности и сострадании, — каждый герой отражает одну из добродетелей. Хэ И – целитель с присущим им состраданием, Хуан Шао – ученый, олицетворяющий смирение, Гун Ду – ветеран боевых действий, отвечающий за умеренность. Помимо новых героев, дополнение представляет новое вооружение и доспехи, а также отряды, набранные из ополченцев – государственных чиновников, солдат, народа и верующих фанатиков.
В целом, отзывы игроков о дополнении Восстания Желтых повязок самые положительные.
Геймплей
Геймплей Total War: Three Kingdoms предусматривает два разных режима: режим Романа или Хроники.
Романтизированный режим непосредственно завязан на «Троецарствии» Ло Гуаньчжуна, который наделял главных персонажей необычными навыками и знанием техники ушу.
В Романе ваши полководцы являются одиночными героями без вереницы телохранителей и обретают сверхъестественные способности. Как ниндзя разгромить в одиночку половину вражеской армии им ничего не стоит. К тому же, полководцы приобретают возможность вызвать на дуэль полководца соперника. А солдаты, открыв рты, с благоговением ожидают исхода битвы. И поражение их предводителя сильно подпортит боевой настрой и дисциплину. Т.е. в этом режиме исход битвы, по сути, определяется несколькими ключевыми персонами.
Дуэли, по сути, могут быть использованы, чтобы отвлечь могущественного героя от битвы, переключить его внимание на вражеского генерала и не позволить напасть на другие отряды. Зато в дуэлях могут участвовать женщины-генералы. Это еще раз подчеркивает, что китайцы в любые времена были впереди планеты всей.
В Хрониках полководцы предстают обычными людьми, находятся под бдительным надзором телохранителей и являются частью армии. Здесь победа или поражение зависят от тактических маневров, силы и сплоченности армии. Классический режим больше подойдет сторонникам реализма.
Режим Романа смотрится атмосфернее и первобытнее, чем Хроники. Основные события из «Троецарствия» будут последовательно воссозданы в кампании. Помимо прочего, Роман даже по цвету более насыщенный и красочный.
К сожалению, дуэли полководцев проработали не так детально, как хотелось бы. Не хватает зрелищности, эффектных приемов и реализма, смотрится немного нелепо и скучно, хотя на них делался видимый акцент разработчиков.

Интерфейс колоритный, но громоздкий и неудобный. Поэтому, если возникнут сложности, F1 в помощь.
Фракции во многом похожи друг на друга, но отличить возможно по некоторым юнитам и чертам, характерным для той или иной династии. Еще интересно, что новая экипировка персонажа, оружие и лошадь будут отображаться на его модели в бою. Это то, что так жаждали поклонники Вархаммера.
Существенных изменений в геймплее немного, в основном, новизна держится на китайской уникальности, захватывающем сюжете и множестве приятных мелких изменений.
Порадовала смена времен года, а также смена дня и ночи. При желании можно настроить в игре такое время суток, как в реальности. Времена года по-разному влияют на состояние армии, поэтому нужно позаботиться о провианте, чтобы не столкнуться с недовольствами. Кстати, для большего хардкора и полного погружения можно попробовать заменить русскую озвучку на китайскую. Русская локализация все равно получилась не особо приятной.
Начать играть
Creative Assembly, в очередной раз, не облажались. Total War: Three Kingdoms однозначно заслуживает внимания, как самая сюжетная и продуманная игра серии.
Вдвойне приятно играть, зная, что в основу проекта заложен великий роман, а к созданию привлекался исторический консультант.
Несмотря на тяжелые времена, перед нами расстилается великолепный Древний Китай со своими уникальными особенностями культуры, дипломатии, боевого искусства и личных отношений. Стратегическая составляющая игры, как всегда, мощная, задающая неслабую встряску. Вдобавок получилось зрелищно, очень красиво и по-настоящему исторично. Мелкие недочеты, вроде запутанного интерфейса, забываются и не портят впечатление. А впечатлений от графики, музыкального сопровождения, сюжета, механик игры и великолепной атмосферы будет масса.